Не секрет, что во всем мире происходит постепенное старение населения. Согласно данным ООН, к 2050 году количество людей старше 60 лет увеличится на 50 %, а число людей старше 80 лет возрастет втрое. С одной стороны, такие цифры пугают. С другой, — постепенное изменение возрастного состава населения приводит к совершенно новым процессам и трендам не только в обществе, но и в экономике. Развитие медицины и постепенное повышение качества жизни способствуют тому, что многие пожилые люди сохраняют свою социальную и профессиональную активность еще долгое время после выхода на пенсию.
Что это значит? Постепенно пенсионеры становятся одними из основных потребителей товаров и услуг. Современные пожилые люди часто нуждаются не столько в помощи собственных детей — а доля молодого населения становится все меньше и меньше — сколько в продлении возраста самостоятельности и, соответственно, в новых технологиях и продуктах, адаптированных под их возможности и ритм жизни. Кроме того, пожилые люди — одна из самых финансово стабильных возрастных категорий. У многих есть возможность дополнительного заработка при стабильном получении пенсии. То есть, пенсионеры в большинстве развитых стран — весьма перспективная и быстрорастущая часть потребителей. Неудивительно, что ниша товаров и услуг, направленных на нужды этой категории людей, с каждым годом становится все шире. Появилось даже специальное понятие, которое отражает данный процесс.
«Серебряная экономика» — что это?
Понятие «серебряная экономика» включает в себя сразу два направления: это рынок товаров и услуг, связанный с потребностями и интересами пожилых людей; а также вклад пенсионеров в экономику и социальную жизнь общества.
Исследователи отмечают, что в мире доходы и расходы пожилых потребителей в среднем выше, чем у других возрастных групп. Пожилые люди становятся активными пользователями различного типа гаджетов, упрощающих жизнь, уделяют время путешествиям и уходу за собой, стараются не экономить на покупке качественных вещей.
В связи с этим особое развитие получил ряд продуктов и услуг для старшего поколения: переносные устройства для здоровья, робототехника, туризм, сервисы по уходу и поддержанию здорового образа жизни, а также образование. Многие мировые компании стараются переориентировать свою продукцию и рекламные компании на поколение 55+. Кроме того, особый интерес вызывают направления, изначально предназначенные для улучшения качества жизни именно возрастных потребителей. Разрабатываются новые проекты, которые предлагают инновационные решения для мониторинга здоровья, обеспечения занятости, организации общения и напоминаний о делах.
«Серебряная экономика» в России
В пенсионном возрасте в данный момент пребывает каждый четвертый россиянин, при этом одна пятая часть всех пенсионеров продолжает работать. То есть, в нашей стране уже заложены основы «серебряной экономики». А вот ее развитие заметно отстает от стран Европы или, например, Китая. Дело в том, что ускорить процесс могло бы увеличение спроса пожилых людей на товары и услуги, выходящие за рамки базовых потребностей. Но пока уровень российских пенсий не позволяет ряду секторов бизнеса всерьез делать ставку на этот возраст, — отмечает заведующая центром комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.
Для дальнейшего развития экономики «серебряного возраста» в России необходимо повысить доходы пенсионеров. Это возможно, с одной стороны, увеличением пенсий, а с другой — облегчением для пожилых процесса поиска работы или подработки. Кстати, возобновление с 2025 года индексации пенсий работающим пенсионерам — один из шагов к «серебряной экономике». Ведь чем выше будут доходы пожилых людей, тем больше будет спрос на дополнительные товары и услуги.