В России, как и в большинстве развитых стран, растет количество пожилых водителей. В связи с общей тенденцией старения населения в ближайшие 20-30 лет число водителей преклонного возраста будет только увеличиваться. Если у пожилого человека нет заболеваний, несовместимых с вождением автомобиля, то, согласитесь, отказаться от удобного и комфортного средства передвижения очень сложно. Да и стоит ли это делать?
Проблемы пожилых водителей
Если опираться на статистику западных стран, то по их данным чаще всего участниками аварий со смертельным исходом или ранениями становятся возрастные автолюбители от 65 до 75 лет. Основной причиной обычно называют проблемы со здоровьем: снижение зрения из-за катаракты или глаукомы, нарушение слуха, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение подвижности суставов и многое другое. Кроме этого, в зрелом возрасте начинают наблюдаться и когнитивные расстройства: ухудшается память, замедляются реакции, может рассеиваться внимание. Все это значительно снижает качество вождения и может привести к аварийным ситуациям на дороге.
Стоит отметить, что экономические условия и хорошее медицинское обслуживание на Западе позволяют даже очень пожилым водителям вести активный образ жизни и «чудить» на дорогах. Поэтому неудивительно, что в большинстве развитых стран для снижения стоимости страховых взносов или для очередной замены водительских прав предусмотрены курсы и тесты на знание ПДД и подтверждение навыков вождения. В нашей стране таких решений пока принято не было и этому есть свое объяснение.
Преимущества возраста и польза автомобиля
По данным отечественной статистики, российские водители старше 55 лет попадают в аварии гораздо реже, чем представители среднего возраста (от 30 до 45 лет) и тем более молодежь до 25 лет. Почему так происходит?
- Водитель уже имеет солидный опыт вождения, поэтому уверенно ведет себя на дороге, не пренебрегая правилами дорожного движения;
- пожилой человек внимательнее относится к своему здоровью, обращает внимание на самочувствие и не поедет в экстремальных погодных условиях, таких как гололед, снегопад, туман;
- с возрастом значительно повышается консерватизм поведения, поэтому среди старшего поколения практически не встречаются лихачи и гонщики.
При этом сложно недооценить те возможности, которые предоставляет автомобиль водителям преклонного возраста. Это и большая мобильность, и решение проблемы перевозок грузов, особенно актуальная для дачников, и, кстати, неплохой вариант тренировки и поддержания в рабочем состоянии когнитивных навыков. Кроме этого, наличие автомобиля позволяет налаживать и сохранять социальные связи (помощь соседям, обращение в автомастерские для обслуживания, нахождение в сообществе автолюбителей). Следует признать, что автомобиль для пенсионера — это важный помощник в деле сохранения качества жизни.
Когда следует отказаться от вождения?
И все же, иногда наступает такой момент, когда необходимо осознание: ваше нахождение за рулем становится слишком опасным и это гораздо важнее личного удобства и комфорта. Существует целый ряд «маячков», сигнализирующих о том, что пришло время отказаться от вождения:
- забывание знакомых маршрутов и конечного места поездки;
- регулярное появление на машине новых вмятин и царапин;
- увеличение ошибок в принятии решений на дороге;
- проблемы со здоровьем;
- замедление реакций во время вождения (пропуск дорожных знаков, сигнала светофора и т.д.)
- изменение поведения: необоснованные проявления гнева, ярости или паники.
Мы призываем наших пожилых читателей-водителей и их близких внимательно отнестись к вопросу безопасности нахождения за рулем. Не отмахивайтесь от очевидных сигналов, отслеживайте состояние своего здоровья и легкой вам дороги!